В этом году исполнилось бы 175 лет со дня рождения гениального инженера-мостостроителя Евгения Карловича Кнорре, который построил самый красивый, и, пожалуй, самый оригинальный мост на Великой Сибирской магистрали.
Автором проекта стал Лавр Дмитриевич Проскуряков - крупнейший российский специалист своего времени по мостостроению. Осуществить этот проект поручили талантливому инженеру-мостостроителю Евгению Карловичу Кнорре.
В 1894 году он приезжает в Красноярск, осматривает окрестности и реку Енисей, находит самое удобное место для возведения моста, у подножия Афонтовой горы. Кнорре арендует большую дачу с надворными постройками на горе в Таракановке, недалеко от Юдинской усадьбы. Начав работу по строительству моста, выписывает из Москвы жену Елену Константиновну с четырьмя детьми: Олей, Пашей, Мишей и Еленой.
К сожалению, в дороге Паша заражается оспой и умирает, так что до Красноярска доезжает лишь трое детей.
С началом строительства моста все свободные дачи были заняты служащими, некоторым на горе были выстроены дома. У подножия горы, в Николаевской слободе, были построены бараки для рабочих.
Появились также многочисленные конторы, амбары, столярные и слесарные мастерские, кузни, столовые, пекарни. Также была организована частная школа для детей мостостроителей.
В это же время появилась так называемая «железнодорожная медицина».
В Красноярске в то время был резко континентальный климат, летом температура поднималась до +35C, а зимой могла упасть до -40C. В таких тяжелых условиях люди часто болели, и им требовалась медицинская помощь.
В результате в Николаевке вырос целый городок.
30 августа 1896 года состоялась торжественная закладка моста через Енисей. В воду был спущен первый камень будущего моста.
«При большом скоплении народа и строителей был отслужен молебен, в фундамент нижней части берегового устоя был вмонтирован камень с выбитым на нем изображением креста. На этот камень возложили манускрипт с записью времени закладки, с фамилией главного строителя моста и почетных гостей, присутствовавших при закладке. Как из рога изобилия, на него сыпались золотые и серебряные монеты (газета Енисей за 1896 год).
Сразу после началось официальное строительство моста.
В своей книге: «Уходит река к океану» Георгий Кублицкий описывает моменты строительства моста. «Первые устои моста поднимались над серыми пятнами цементной пыли, покрывающей лед, строительство шло зимой. Работа шла круглые сутки. Ночами пылали светильники. Евгений Карлович торопился как можно выше поднять опоры, которым предстояло выдержать натиск грозного енисейского ледохода. Сотни подвод с обтесанными каменными глыбами, с коробами щебня, с мешками цемента кружились под горой на льду».
Ведь Енисей, в отличие от рек Европы, особенно был опасен в весенние дни ледохода. Он вскрывался с верховий, создавая затем на не освобожденной северной части своего пути ледяные заторы и торосы.
Это мощная природная сила могла снести все преграды перед собой, в том числе и опоры искусственного сооружения. При строительстве моста было найдено много новых инженерных решений. Главное русло реки перекрывалось шестью пролетами, каждый по 144 метра. Это была рекордная для России величина пролета моста.
Речные опоры моста основаны на кессонах и устроены с ледорезами.
Для изготовления кессонов нужно было листовое железо, но оно поступало с опозданием с нижнетагильских заводов. Поэтому Евгений Карлович решил делать деревянные кессоны, это удешевило стоимость работ и облегчило труд рабочих.
В дальнейшем этот тип кессона получил широкое распространение в России. Четыре года напряженной работы ушло на строительство моста.
За год до окончания строительства Евгений Карлович задумал сделать макет моста в масштабе 1 к 50.
Но он не мог совмещать строительство моста и в то же время изготовлять макет. Тогда он обратился за помощью к своему старшему брату, Федору Карловичу, который тоже был архитектором, строившим мосты в Малороссии.
Брат откликнулся на просьбу Евгения и приехал в Красноярск. Он взял в аренду флигель на даче Геннадия Васильевича Юдина в Таракановке, сроком с 15 апреля 1898 по 15 апреля 1900 года.
Четырнадцатого февраля 1899 года газета «Енисей» сообщала, что в мастерских Евгения Кнорре готовится точная копия железнодорожного моста через реку Енисей к предстоящей Всемирной выставке в Париже.
В 1900 году было закончено строительство моста через Енисей и 28 марта, в воскресенье, с благодарственного молебна началось торжественное открытие моста.
Епископ Енисейский и Красноярский Евфимий окропил мост святой водой. Начальник Енисейской губернии М. А. Плец разрезал ленту и поезд с публикой выехал на мост. Поезд дошел до станции «Правый Енисей», сделал остановку, дал задний ход и снова пересек Енисей.
Мост являлся чудом техники для своего времени, величайшим сооружением оригинальной конструкции, легкости, изящества. Панорама ажурного моста заворожила всех, кто пришел на его открытие.
«Торжествующие мостостроители усадили Кнорре на стул и стали качать его» писала газета «Енисей». Потом знаменательный день завершился торжественным обедом в служебной конторе.
«Настоящая овация была устроена хозяину празднику Евгению Кнорре, пили за его здоровье, жали ему руки, обнимались с ним» (газета «Енисей»).
Госпожа В. А. Никитская посвятила виновнику банкета восторженные стихи.
Это произведение, окруженное изящным венком из засушенных сибирских цветов, было поднесено Евгению Карловичу.
На торжественном обеде Кнорре произнес: «Мост через Енисей мною заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы Бог и потомки никогда не сказали обиды мне».
После торжеств Евгений Карлович и Федор Карлович продолжили работу над изготовлением макета моста.
В это же время в семье Евгений Карловича происходит трагическое событие — в день своей свадьбы умерла его дочь Ольга, а ее жених, князь Трубецкой, кончает жизнь самоубийством, приняв большую дозу сулемы.
Тело Ольги в свинцовом гробу перевезли в Москву, а жена Евгения Карловича с оставшимися детьми поехала следом.
Несмотря на трагические события, Евгений и Федор заканчивают макет моста.
Нужно было не только сделать макет, но также изготовить специальные ящики для его транспортировки. Макет состоял из двух частей и каждую нужно было упаковать отдельно. Погрузив ящики в товарный вагон, их отправили в Париж.
В 1900 году открылась Всемирная промышленная выставка. На ней был выставлен макет моста через Енисей.В презентации на выставке говорилось: «Енисейский мост на среднесибирской железной дороге близ Красноярска, представляет собой одно из замечательных сооружений в России, как по своей грандиозности, так и по трудности условий постройки его».
На выставке при виде макета моста знаменитый инженер Гюстав Эйфель воскликнул: «Боже мой, да это же чудо!».
Проект моста получил Гран-при и малую золотую медаль, «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение».
Эта медаль до сих пор хранится у потомков Евгения Карловича Кнорре.
После выставки макет перевезли в Санкт-Петербург вместе с другими экспонатами с Парижской выставки. Он хранился в помещении манежа Института инженеров путей сообщения.
В 1902 году было построено здание Музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I и все экспонаты, в частности модель енисейского моста, были выставлены в этом музее.
Модель моста и поныне находится в одном из его залов, но теперь музей носит другое название - ФГБУК «Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Теперь немного о самом экспонате
Макет размещен вдоль стены, за стеклянным ограждением. Над ним висит карта Великого Сибирского пути. Длина макета — 9 метров, он повторяет реальный мост до последней заклепки.
По центру макета размещена золотая пластина с указанием подробных технических характеристик реального моста. Информация на табличке продублирована на французском и русском языках.
К сожалению, в 2002 году мост в Красноярске, несмотря на протесты, начали разбирать. Разбирали чудо инженерной мысли целых 5 лет, а после сдали на металлолом. Это представляется варварством — неужели при всех возможностях современной техники нельзя было сохранить хоть один пролет, перенеся его на берег?
Теперь память об этом мосте сохранилась в Петербурге, в музее железнодорожного транспорта, в воспоминаниях потомков Кнорре и в золотой медали, полученной в Париже.
В нашей семье бережно хранится серебряный портсигар, с гравированным изображением моста через Енисей. Его подарил моему папе, Константину Алексеевичу Юдину, его свекор, Гавриил Иванович Потылицын, с запиской: «Красноярск, железнодорожный мост через могучую реку Енисей. Горы, леса, долины, глухари, сокола, пусть вспоминаются Вам с этим моим подарком».
Я живу в Санкт-Петербурге и бережно храню память о городе Красноярске, в котором жили когда-то мои предки.
Стараюсь не забывать людей, давно ушедших, но оставивших яркий след в истории города.
Без прошлого нет будущего и очень жаль, что люди часто об этом забывают.
Ирина Юдина,
правнучка Геннадия Васильевича Юдина
Фото:
1. Строящийся железнодорожный мост через реку Енисей
2. «В нашей семье бережно хранится серебряный портсигар, с гравированным изображением моста через Енисей»
3. Петербург, музей железнодорожного транспорта. Макет моста